Оценка доли в бизнесе

Общество с ограниченной ответственностью – ООО – это хозяйственное общество, имеющее одного или нескольких учредителей, несущих ответственность по обязательствам общества в рамках доли их вкладов. Все имущество ООО, в том числе и уставной капитал, принадлежит самому обществу как юридическому лицу. Весь капитал подразделяется на доли участников – паи, и оценка доли каждого участника является крайне важной при их купле-продаже или замещении. В ООО действует двухуровневая управляющая система, где высшим органом является собрание учредителей, у которого в подчинении находится исполнительный орган, занимающийся руководством. Фирменное наименование общество состоит из фирменного наименования и слов «с ограниченной ответственностью». В других странах ООО – LTD в англоговорящих, A.G. и ПGmbh – в Германии, и SA, SARL – во Франции.

Оценка ООО ставит перед собой целью определить стоимости материальных и нематериальных активов компании, а также произвести анализ эффективности деятельности, рассчитать её прошлые и настоящие, спрогнозировать будущие доходы, определить перспективы развития и понять, как работает и рефлексирует конкурентная среда на данном рынке.

Оценка доли в бизнесе – это комплекс мероприятий по оценке прав в управлении предприятия как сложной имущественной системы, приносящей доход владельцу. Комплекс оценочных мероприятий включает в себя оценку движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов компании, складских запасов и финансовых вложений, кроме того, изучаются доходы компании, перспективы ее развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами.

Оценка доли необходима в следующих случаях:

  • Улучшение эффективности управления организацией;
  • Осуществление операций по покупке-продаже текущей доли (без качественной оценки доли подобные операции производить нельзя с точки зрения законодательства);
  • Вступление в права наследования;
  • Разработка инвестиционных решений, для которых требуются обоснования;
  • Изменение структуры организации, её реорганизация;
  • Разработка бизнес-плана ООО;
  • Установка залоговой стоимости при кредитовании.

Основные характеристики, оказывающие существенное влияние на стоимость бизнеса:

  • Местоположение предприятия;
  • Местоположение рынка сбыта;
  • Отраслевая принадлежность;
  • Экономические показатели деятельности;
  • Размер уставного капитала предприятия;
  • Распределение уставного капитала предприятия между собственниками;
  • Ключевые фигуры в управлении предприятия
  • Количество активов предприятия;
  • Количество обязательств предприятия;
  • Количество персонала;
  • Деловая репутация.

В зависимости от сочетания этих и других характеристик бизнеса опытный оценщик произведет оценку рыночной стоимости бизнеса. Вначале оценщику необходимо ознакомиться с бухгалтерскими документами предприятия и определить его важнейшие характеристики. Следующий шаг – анализ необходимого сегмента отрасли. На основании собранных данных и цели определения стоимости бизнеса выбирается метод оценки. После определения стоимости бизнеса составляется отчет об оценке, который передается клиенту.

Наверх