Оценка бизнеса

Бизнес — разнообразная деятельность по получению прибыли, организованная и направленная на снабжение потребителей товарами и услугами.

Оценка бизнеса – это комплекс мероприятий по оценке предприятия как сложной имущественной системы, приносящей доход владельцу. Комплекс оценочных мероприятий включает в себя оценку движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов компании, складских запасов и финансовых вложений, кроме того, изучаются доходы компании, перспективы ее развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами.

Оценка бизнеса необходима в следующих случаях:

  • Сделки купли – продажи. Рыночная цена фирмы при сделке купли–продажи формируется исходя из взаимодействия цен спроса и предложения. Полезность фирмы для покупателя определяет цену спроса, возможные затраты на создание аналогичного предприятия – цену предложения. Несколько другая ситуация складывается при продаже части предприятия. В этом случае цена доли предприятия зависит не только от стоимости продаваемого актива, но и от тех прав, которые переходят новому владельцу. Например, стоимость контрольного пакета акций будет существенно выше, чем стоимость неконтрольного пакета.
  • Процессы слияния и поглощения. При слиянии рыночные стоимости предприятий формируются по принципу взаимодействия цен спроса и предложения. Поглощение происходит, как правило, в результате конкурентной борьбы между предприятиями.
  • Страхование. При страховании предприятия необходимо узнать его страховую стоимость, которая определяется размерами выплат по страховому договору в случае наступления страхового события. Для определения стоимости страхуемых активов предприятия используются понятия восстановительной стоимости и стоимости замещения. Восстановительная стоимость представляет собой сумму, которая понадобится в случае восстановления точной копии всех активов предприятия. Стоимость замещения – это величина затрат на замещения активов компании другими того же вида и состояния.
  • Определение налога на имущество фирмы, на недвижимость. В этом случае оценка бизнеса приведет к обоюдному согласию налогоплательщика и налоговой инспекции.
  • Независимая оценка рыночной стоимости бизнеса при получении наследства. Оценка бизнеса для нотариуса как конечный результат будет заключаться в предоставлении отчета о оценке, который может использоваться в дальнейшем для определения налогов, решения имущественных споров.
  • Залоговое обеспечение кредитной линии. В этом случае оценка предприятия является, по сути, оценкой стоимости его активов и соответствует рыночной стоимости залога предприятия, которую может получить кредитор в случае неплатежеспособности предприятия. Залоговая стоимость – это стоимость фирмы, которую может получить кредитор от продажи фирмы в случае банкротства заемщиков кредита.
  • Разработка инвестиционного проекта. Характеристикой любого инвестиционного проекта является инвестиционная стоимость. По определению, «инвестиционная стоимость – это субъективное понятие, которое соотносит конкретный объект собственности с конкретным инвестором или группой инвесторов, имеющих определенные цели и (или) критерии инвестирования».
  • Ликвидация предприятия. Ликвидационная стоимость – сумма, которую может получить владелец предприятия в случае продажи предприятия в краткие сроки. Учитывая, что при вынужденной продаже предприятия возникают издержки по ликвидации, то ликвидационная стоимость рассматривается как остаток от реализации за вычетом ликвидационных издержек.

Основные характеристики, оказывающие существенное влияние на стоимость бизнеса:

  • Местоположение предприятия;
  • Местоположение рынка сбыта;
  • Отраслевая принадлежность;
  • Экономические показатели деятельности;
  • Размер уставного капитала предприятия;
  • Распределение уставного капитала предприятия между собственниками;
  • Ключевые фигуры в управлении предприятия;
  • Количество активов предприятия;
  • Количество обязательств предприятия;
  • Количество персонала;
  • Деловая репутация.

В зависимости от сочетания этих и других характеристик бизнеса опытный оценщик произведет оценку рыночной стоимости бизнеса. Вначале оценщику необходимо ознакомиться с бухгалтерскими документами предприятия и определить его важнейшие характеристики. Следующий шаг – анализ необходимого сегмента отрасли. На основании собранных данных и цели определения стоимости бизнеса выбирается метод оценки. После определения стоимости бизнеса составляется отчет об оценке, который передается клиенту.

Наверх